КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА


Главный скрипт налогового контроля - бдить, чтобы все налоги были начислены и уплачены. 

Проверка - основной инструмент, с помощью которого проверяют деятельность организации или ИП. Налоговая инспекция обращает особое внимание на выбор контрагентов, ведение учета и отчетности, экономические характеристики хозяйственных операций, своевременность и полноту перечисления налогов и сборов. 

Сегодня расскажем о самом массовом виде проверок - камеральной проверке.
Предметом проверки могут стать ошибки в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались (п.1 ст. 88 НК РФ). Проверка проводится в инспекции по месту сдачи отчетности.

Камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная вами декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Например, за квартал, полугодие, год. Проводится она в течение 3 месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок нельзя продлить. Исключение - декларация по НДС, по ней законодательно как бы уменьшили срок до двух месяцев, но могут легко продлить до трех месяцев, если разглядят признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ). При представлении во время камеральной проверки уточненной налоговой декларации срок проверки прерывается и начинается заново.

Камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не предусматривает камеральную проверку бухгалтерской отчетности организаций. Также исходя из нынешних норм НК в поле камерального контроля отсутствуют ИП по патентам.

Мероприятия налогового контроля в рамках камеральной проверки используются не так широко, как при выездной проверке (о ней также коротко рассказываем). Так, проверяющие могут запрашивать у вас дополнительные документы только в строго определенных случаях. Например, если вы заявляете НДС к возмещению или применяете налоговые льготы (для их подтверждения). 

Однако, правоприменительная практика, следуя озвученному налоговиками тренду на сокращение выездных проверок и соответственно перенос усилий на камеральный контроль, все увереннее одобряет фактически самовольно берущиеся налоговиками дополнительные полномочия, тем самым вплотную приближая камеральную проверку к выездной.

По итогам камеральной проверки оформляют акт, только если выявлены нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ).